СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.3. Представление на ребенка с нарушением ОДА.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬ НЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Образовательный компонент в соответствии с направлениями развития ребенка по образовательным областям.
Педагогические ориентиры.
2.2. Система развивающей работы в группе для ребенка с нарушением ОДА.
2.3. Методическое обеспечение. Формы, способы, методы, средства и виды деятельности тьютора с ребенком с НОДА.
2.4. Взаимодействие с родителями воспитанника.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
3.1.Особенности организации предметно – развивающей среды.
3.2.Организация режима пребывания ребенка в ДОУ.
3.3. Условия реализации рабочей программы на ребенка с НОДА.
3.4.Примерное тематическое планирование с ребенком НОДА.
3.5.Примерное планирование с семьей.
3.6. Перспективный план по познавательному развитию
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является
ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение
развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и
необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью
взрослого требует от тьютора новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином
детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно
организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так
и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
- «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ); Письмо
Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Министерства просвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам дошкольного образования»;
-Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования»;
- уставом МБДОУ «Детский сад №17»;
- перспективно-тематическим планированием в старшей группе.
Программа направлена на создание условий развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной
социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его всестороннего личностного развития, инициативы
и творчески способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному
возрасту видам деятельности.
Программа предусмотрена для освоения ребенком с НОДА в возрасте 7 лет образовательных отношений в
общеразвивающей группе сверстников.
Программа разработана на основе основной образовательной Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией:
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с требованием ФГОС ДО и АООП ДО(обучающегося с
нарушениями опорно – двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей с задержкой психического
развития)
1.2. Цель реализации Программы:
- коррекция психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом с учетом его возрастных и
индивидуальных особенностей в условиях общеразвивающей группы сверстников.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для всестороннего развития ребенка с НОДА в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка;
- формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы
положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и
сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного
психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом.
1.3. Представление на ребенка с НОДА.
1.Воспитанник – 7л, Нарушение опорно – двигательного аппарата (НОДА).
2.Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное.
3.Общение с новыми взрослыми затруднено, устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает
простейшие инструкции, помощь взрослого принимает, сложные инструкции требуют повторения и разъяснения, к
результату не критичен. Интерес к взаимодействию со сверстниками повышенный.
4.Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности достаточен (15-20 мин), но зависит от
настроения и заинтересованности заданием.
5.Навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно пользуется туалетом, раздевается и одевается с помощью
взрослого(застегнуть, расстегнуть).
6.Все виды памяти имеют не значительное суждение, в целом преобладает зрительное запоминание.
7.Восприятие развито не достаточно, (зрительное восприятие преобладает над слуховым), процесс наблюдения на стадии
формирования.
8.Активное внимание не нарушено, но быстро истощаемо. Переключаемость и распределение внимания характеризуется
незавершенностью, отвлекаемостью, не значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
9.Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком значительно лучше, чем
вербализированные задания, это связано с недостаточной сформированностью речевой деятельности. Преобладает
предметно - манипулятивная деятельность.
10.Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета
величины, формы, цвета с помощью взрослого. Цвета соотносит. Запас представлений об окружающем ограничен
обиходно-бытовой тематикой.
11.Познавательная активность незначительно снижена, истощаема. Преобладает игровой интерес.
12.Общая координация движений грубо нарушена (но ребенок самостоятельно передвигается, ложится, садится). Слабо
развита мелкая моторика.
13.Волевые установки развиты недостаточно.
14.Обшее недоразвитие речи.
15.Уровень интеллектуального развития 5-6 лет.
Основой программы является создание оптимальных условий для развития познавательной, двигательной сферы,
развития позитивных качеств ребенка с заболеванием НОДА.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы.
Программа построена исходя из следующих принципов:
принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку
соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка);
-принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности
инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого
принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не
пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального воздействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех
участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного воздействия на гуманистической основе;
- принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные
компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции
нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
- принцип психологической комфортности, взаимоотношения между воспитанником и взрослыми строятся на основе
доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик ребенка требует комплексного
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты
(воспитатель, логопед, психолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят
диагностику воспитанника и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на
ребенка с нарушением зрения, так и на группу в целом;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение ребенка с нарушением зрения в
развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность
педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей так и специальной педагогике;
- принцип непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и
начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанника, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они
поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить
доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу
родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях,
направленных на поддержку ребенка;
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться,
включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской
деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;
многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы
по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного
образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО).
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации воспитанников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1.
Образовательный компонент в соответствии с направлениями развития ребенка по образовательным
областям. Педагогические ориентиры.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», тесно связаны друг с другом, что позволяет решать задачи умственного,
творческого, эстетического, и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного
развития личности ребенка.
Минимальный уровень:
знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств и назначения;
правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
уметь следовать при выполнении работы инструкциям педагога;
Достаточный уровень:
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
уметь изображать с натуры предметы несложной формы и конструкции;
уметь применять приемы работы карандашом и красками (акварель, гуашь);
уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Лепка, аппликация, конструирование (образовательная область – художественно-эстетическое развитие)
Минимальный уровень:
знать названия поделочных материалов, используемых на занятия по лепке, аппликации, конструированию;
знать названия необходимых инструментов;
уметь работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном;
конструировать из бумаги, конструктора -лего, кубиков).
Достаточный уровень:
знать правила организации рабочего места;
знать приемы работы с используемым материалом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения ребенка с НОДА в
общественную жизнь.
Педагогические ориентиры:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы
положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и
явления, положительно относиться к ним;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с
невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Минимальный уровень:
выражать свои просьбы, желания, используя отдельные слова;
- называть свое имя и фамилию, имена близких родственников;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка.
Достаточный уровень:
понимать содержание прослушанных небольших по объему сказок и рассказов;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи педагога или согласно сложившейся речевой
ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
выражать свои просьбы, желания, выполнять ритуальные действия приветствия, прощания используя отдельные слова и
выражения;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал и без наглядности;
произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения педагогом. Ссылка на ФОП п. 18.7 ФОП
Образовательная область «Познавательное развитие».
Основная цель: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение
знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей
действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия,
мышления, внимания, памяти.
Соответственно выдвигаются следующие педагогические ориентиры:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
- Сенсорное развитие, в процессе которого у ребенка с НОДА развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,
тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних
свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении предметов, используемых в повседневной жизни;
узнавать и называть изученные знакомые предметы в окружающем мире;
относить изученные предметы и объекты к определенным группам (кошка домашнее животное);
знать основные правила личной гигиены;
выполнять задания под контролем педагога, понимать оценку педагога;
владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
целенаправленно взаимодействовать с изученными предметами и объектами окружающего мира в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
узнавать и называть изученные знакомые предметы на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом индивидуальных особенностей;
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе;
выполнять задания без текущего контроля педагога (при наличии предваряющего и итогового контроля), адекватно
оценивать свою работу, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на
формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и
зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности,
воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость ребенка с НОДА, образовательную деятельность следует планировать на доступном
материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные
формы поощрения ребенка, которым особенно трудно выполнять задания (дети с НОДА).
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение ребенка умениям сопоставлять,
сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во
времени и пространстве.
При обучении ребенка с НОДА необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности,
от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.
При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем
программного материала с учетом реальных возможностей.
Минимальный уровень:
уметь находить одинаковые предметы;
уметь объединять и разъединять предметы на множества;
иметь представление о различении множеств («один», «много», «мало», «пусто») и сравнении множеств (без пересчета,
с пересчетом в пределах 3-х);
различать по величине однородные и разнородные предметы. Сравнить предметы по величине (большой, маленький);
различать по длине однородные и разнородные предметы. Сравнить предметы по длине (длинный, короткий);
соотносить геометрические тела с названием «шар», «куб»;
определять месторасположение предметов в пространстве («сверху», «снизу», «справа», «слева»);
соотносить геометрические тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг);
уметь перемещать в пространстве предметы в заданном направлении («вверх», «вниз», «вправо», «влево»);
составлять предметы из двух частей;
различать части суток («день», «ночь»).
Достаточный уровень:
различать по высоте однородные и разнородные предметы. Сравнивать предметы по высоте (высокий низкий);
соотносить геометрические тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма (крышечка) –
треугольник, параллелепипед (кирпичек) – прямоугольник).
соотносить геометрические тела с названием «шар», «куб», «крышечка», «кирпичик»);
определять месторасположение предметов в пространстве («сверху», «снизу», «справа», «слева»,«спереди», «сзади»);
уметь перемещать в пространстве предметы в заданном направлении («вверх», «вниз», «вправо», «влево»,«вперёд»,
«назад»);
составлять предметы из нескольких частей;
составлять картинки из 4-6-ти частей.
различать части суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Ссылка на ФОП п. 19.7 ФОП
Образовательная область «Речевое развитие».
Основная цель: обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,
самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Педагогические ориентиры:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого
общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи ребенка с НОДА:
- развитие словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование элементарного осознание явлений языка и речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики руки.
Развитие речи у ребенка с НОДА осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию,
ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование) музыка и др.; в свободной деятельности, в общении со всеми, кто
окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы.
Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность
общения ребенка с НОДА с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.
Ссылка на ФОП п. 20.7 ФОП
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Основная цель: обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам
изобразительной деятельности детей с НОДА должна строиться на применении средств, отвечающих их психологическим
особенностям.
Педагогические ориентиры:
- формирование у ребенка с НОДА эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов;
- развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует
развитие у детей с НОДА сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в
художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы с детьми в данной образовательной области:
«Художественное творчество».
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы
ребенок знакомится с различными материалами, их свойствами.
Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете.
Рисование направлено на развитие манипуляторной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
Во время работы с ребенком с НОДА необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния
моторной недостаточности:
- посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
- определить ведущую руку у ребенка, имеющего НОДА;
- на всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод ( взрослый своей рукой помогает действию руки
ребенка). Ссылка на ФОП п. 21.7 ФОП
Непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»
проводит тьютор не менее 3 раз в неделю с ребёнком индивидуально. Ссылка на АООП ДО(МБДОУ «Детский сад
№17»,2021г.) 2.11.
2.2. Система развивающей работы в группе для ребенка с НОДА.
Организация образовательной деятельности.
Учебный год начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I
период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.
Как правило, первая половина сентября отводится для углубленной диагностики развития ребенка всеми специалистами,
сбора анамнеза, индивидуальной работы, совместной деятельности с ребенком, в режимные моменты, составления и
обсуждения со всеми специалистами плана работы.
Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность в соответствии с утвержденным
планом работы.
В середине учебного года, с 10.01 по 15.01, зимние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни
всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с ребенком; кроме того, все специалисты принимают
участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся
музыкальные, физкультурные занятия и художественно - творческие.
Режим дня в старшей группе на 2023-2024 учебный год
(холодный период года)
Режим дня составлен с расчетом 12- часового пребывания детей в детском саду.
Прием детей. Свободная игра
7.00-8.00
Утренняя гимнастика.
8.15-8.25
Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство
8.25-8.50
Утренний круг
8.50-9.00
Игры,
кружки,
специалистами
занятия,
занятия
Перерыв
со
9.00-10.35
9.35.-9-35
9.50-10.00
Второй завтрак
10.35-10.45
Подготовка к прогулке. Прогулка.
10.45-11.45
Возвращение с прогулки, игры, занятия
11.45-11.55
Подготовка к обеду, обед, дежурство
11.55-12.20
Подготовка ко сну, чтение перед сном,
12.20-15.00
дневной сон
Постепенный подъем, профилактические
физкультурно-оздоровительные процедуры
15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник
Игры,
кружки,
специалистами
занятия,
15.15-15.35
занятия
со
15.35-16.10
Вечерний круг
16.10-16..20
Подготовка к прогулке, прогулка
16.20-17.10
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину,
ужин, уход детей домой
17.10-19.00
(тёплый период года)
Прием детей на улице. Свободная игра
7.00-8.20
Утренняя гимнастика (на улице).
8.10-8.20
Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство
8.25-8.50
Утренний круг
8.50-9.10
Свободная деятельность детей
9.10-9.40
Подготовка к прогулке. Занятия на прогулке.
Свободная игра
Второй завтрак
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду,
обед, дежурство
Подготовка ко сну, чтение перед сном,
9.40-11.45
10.30-10.40
11.45-12.20
12.20-15.00
дневной сон
Постепенный подъем, профилактические
15.00-15.15
физкультурно-оздоровительные процедуры
Подготовка к полднику, полдник
15.15-15.35
Подготовка к прогулке, прогулка
15.35.-17.10
Вечерний круг
17.10-17.20
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину,
ужин, уход детей домой
17.20.-19.00
Расписание организованной образовательной деятельности в старшей группе на 2023 – 2024 учебный год.
Дни недели
Понедельник:
Образовательные области (Организованная образовательная деятельность)
1..Речевое развитие (развитие речи, основы грамотности), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
Вторник:
2.Художественно – эстетическое развитие (музыка) ,9.35 -10.00. перерыв 10минут
1. Познавательное развитие (1нед.- ЗОЖ; 2нед. – Основы безопасного поведения;
3нед – социальный мир; 4нед – Труд), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
2 Художественно – эстетическое развитие(рисование) ,9.35 -10.00. перерыв 10минут
Среда:
3 Физическое развитие,
10.10 – 10.35.
1. Познавательное развитие (ФЭМП), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
2. Познавательное развитие (конструирование), 9.35 -10.00. перерыв 10минут
Четверг:
3. Художественно – эстетическое развитие (музыка), 10.10 – 10.35.
1. Познавательное развитие (1нед.-Окруж. мир; 2нед. – Жив, нежив природа;
3нед –Сенсорное развитие;4нед- Эксперимент.),9.00-9.25 перерыв. 10минут
2 Художественно – эстетическое развитие(лепка/ аппликация) ,9.35 -10.00. перерыв 10минут
Пятница:
3 Физическое развитие,
10.10 – 10.35.
1 Художественно – эстетическое развитие(рисование), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
3 Физическое развитие,
10.10 – 10.35.
Расписание организованной образовательной деятельности воспитанника (НОДА) на 2023 – 2024 учебный год.
проводит тьютор
Дни недели
Понедельник:
Образовательные области (Организованная образовательная деятельность)
Вторник:
1. Познавательное развитие (1нед.- ЗОЖ; 2нед. – Основы безопасного поведения;
3нед – социальный мир; 4нед – Труд), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
Среда:
1. Познавательное развитие (ФЭМП), 9.00- 9.25. перерыв 10минут
Четверг:
1. Познавательное развитие (1нед.-Окруж. мир; 2нед. – Жив, нежив природа;
3нед –Сенсорное развитие;4нед- Эксперимент.),9.00-9.25 перерыв. 10минут
Пятница:
Реализация непосредственно - образовательной деятельности с воспитанником
с нарушением опорнодвигательного аппарата (ОДА)
в сопровождении тьютора
на 2023 -2024 учебный год
Углубленное всестороннее обследование позволяет построить рабочую индивидуальную образовательную программу.
При проектировании воспитательного - образовательного процесса тьютор действовал в нескольких направлениях.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата (НОДА) вопервых, создать необходимые условия:
- подобрать специальный стул с подлокотником;
- осуществила профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов в работе с детьми с двигательной
патологией;
- осуществить работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
- организовать ребенку возможность продвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для
него темпе;
- привлекать ребенка с НОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс Организации, обязательным
условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико - педагогического
сопровождения.
Создать развивающую предметно-пространственную среда, которая обеспечила бы:
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности ребенка, а также
возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ организации инклюзивного образования - необходимые
условия для ребенка;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
2.3. Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение РП.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.
Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой, Москва, 2020 г. «Мозаика-Синтез».
2. Примерное комплексно-тематическое планирование к Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез, Москва, 2020 г.
3. Список источников на электронные издания
«Тьютор: дошкольное образование»
1. https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/tyutor-v-detskom-sadu/
2. https://litportal.ru/avtory/e-i-kobyscha/kniga-professiya-tyutor-973014.html
3. https://edu.aramilgo.ru/tpmpk/outreach-activities/3249
4. https://niidpo.ru/blog/kak-rabotat-s-detmi-s-ovz-v-detskom-sadu-gde-uchitsya-dlya-priobreteniya-nujnyih
5. https://linka.alltrades.ru/shop/item_686/Zapiski_tyutorov
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
3.1.Особенности организации предметно – развивающей среды.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно – педагогической работы является создание адекватной
возможностям ребенка с ДЦП охранительно – педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы
условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности.
3.2Организация режима пребывания ребенка с НОДА в ДОУ.
Режим дня детского сада является важнейшим условием успешного развития, воспитания ребенка и предусматривает
рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Выполнение
режима благотворно влияет на нервную систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов в организме.
Гибкий режим дня составлен с учетом психофизиологических особенностей воспитанника. Постоянство режима
способствует выработке устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. В процессе
выполнения режима учитывается состояние здоровья ребенка. Гибкий режим дня направлен на решение целей и задач
Программы и способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и
дисциплинированности, реализации идеи развития личности в нравственном и интеллектуальном плане в соответствии с
интересами и потребностями и возможностями воспитанника, обеспечивает условия для его самовыражения и
самоопределения.
Гибкий режим дня для воспитанника с НОДА разработан на основе примерной образовательной Программы ДОУ,
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.304913), на основании рекомендаций ПМПК и специалистов образовательной организации: учитель-логопед, педагогпсихолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Циклограмма работы тьютора
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Время
Первая половина дня
8.00 – 12.30
12.30- 15.00
Первая половина дня
8.00 – 12.30
12.30- 15.00
Первая половина дня
8.00 – 12.30
12.30- 15.00
Первая половина дня
8.00 – 12.30
12.30- 15.00
Первая половина дня
8.00 – 12.30
12.30- 15.00
Сопровождение
Все формы работы согласно ООД
Работа с документами
Все формы работы согласно ООД
Работа с документами
Все формы работы согласно ООД
Работа с документами
Все формы работы согласно ООД
Работа с документами
Все формы работы согласно ООД
Работа с документами
- соблюдение рекомендаций лечащегося врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса
(организация режима, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение
физкультурных пауз и т.д.);
- организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;
- осуществление работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у воспитанника с двигательными
нарушениями;
- оказание логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
- подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;
- предоставление ребенку возможности продвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для
него темпе;
- проведение целенаправленной работы с родителями воспитанника с НОДА, обучение их доступным приемам
коррекционно-развивающей работы;
- формирование толерантного отношения к ребенку с НОДА у нормально развивающихся детей и их родителей;
- привлечение персонала, оказывающего физическую помощь при передвижении по Организации, принятии пищи,
пользовании туалетом и др.;
- привлечение к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс Организации обязательным
условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико - педагогического
сопровождения.
3.4.Примерное тематическое планирование с ребенком НОДА.
Месяц
Неделя
Тематическое планирования
Сентябрь
I
День знаний
II
Детский сад. Мои друзья.
III
Осень ранняя пришла – мы ее встречаем.
IV
Осенние дары
V
Какого цвета осень
Октябрь
I
Лес осенью
II
Откуда хлеб пришел
III
Посуда
IV
Мой дом. Мебель. Бытовая техника.
Ноябрь
I
Мой город
II
Моя страна
III
Познаем себя
IV
Профессии, инструменты.
Декабрь
I
Зимушка - зима
II
Одежда. Обувь
III
Новый год спешит к нам в гости
IV
Новый год – встали дети в хоровод
Январь
II
Зимние забавы
III
Дикие животные
IV
Домашние животные
Февраль
I
Птицы зимой
II
Зимняя олимпиада
Март
Апрель
Май
III
Наша Армия
IV
I
Традиции и обычаи нашего народа.
Мамин праздник
II
III
IV
V
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Народные игрушки
Неделя безопасности
Комнатные растения
Весна – красна
Живой мир морей и океанов
Космические дали
Такой разный транспорт
Праздник Весны и Труда
Великий День Победы
Цветущий май
Мой любимый детский сад
Лето! Ах, лето!
3.5.Примерное планирование с семьей.
месяц
мероприятия
сентябрь
1 Правила на улице
2 «Что должен знать ребенок 7 лет»
октябрь
1Культура ребенка за столом
2 «Детская агрессия»
ноябрь
1«Наша Родина Россия»
2 «Дружные отношения взрослых и ребенка в семье – основа
воспитания положительных черт характера ребенка»
декабрь
1 Профилактика ОРЗ и ОРВИ
2 «Как воспитать у ребенка чувство патриотизма»
январь
1 « Чем занять ребенка в новогодние каникулы»
2 «Как отвечать на детские вопросы»
февраль
1 «День Защитника Отечества»
2 «Роль семьи в воспитании мальчика»
март
1 «Весна – 8 Марта»
2 «Роль фольклора в развитии ребенка»
1 «Основы нравственных отношений в семье»
2 «Опасные окна»
1 «Летние игры с водой»
2 «Как научить ребенка дружить»
3 «День Защиты Детей»
апрель
май
форма
1видеофильм
2 консультация
1буклет
2 консультация
1папка – передвижка(мессенджер
ват сап)
2 консультация
1памятка
2 консультация
1 папка – передвижка(мессенджер
ват сап)
2 консультация
1 папка – передвижка(мессенджер
ват сап)
2консультация
1презентация
2 беседа
1 консультация
2 памятка
1буклет
2 консультация
3 папка – передвижка(мессенджер
ват сап)
3.6.Перспективный план по познавательному развитию
Месяц
Сентябрь №1
№2
тема
День знаний
Детский сад
цель
Развитие интереса у ребенка к школе.
-Расширять знания о сверстниках.
-Закреплять
правила
доброжелательного
отношения
к
ним:
поделись
игрушкой,
разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из
ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй,
всегда помогай, друзей выручай.
-Воспитывать интерес к выполнению заданий.
№3
«Ранняя осень»
№4
«Дары осени»
№5
«Какого цвета осень?»
Октябрь №6
«Путешествие в осенний лес».
№7
«Откуда хлеб пришёл».
№8
«Такая разная посуда».
закрепить представления о характерных признаках
осени и осенних явлениях.
закрепить полученные ранее знания об осени,
дарах осени;
систематизировать и расширить знания об овощах
и фруктах.
закрепить представления детей о характерных
признаках осени и осенних явлениях.
Продолжать формировать представлений о
временах года, экологической культуры через
наблюдения и экспериментальную деятельность.
дать представление о том, как хлеб пришёл к нам
на стол.
- закрепить знания детей о современной и
старинной посуде;
- закрепить знания о различных видах посуды, её
назначении;
№9
Предметы, облегчающие труд человека в быту
Ноябрь №10
Россия — огромная страна
№11
Мое Отечество — Россия
№12
Моя семья
№13
Предметы-помощники
- формирование лексико-грамматического строя и
связной речи;
- развивать восприятие, внимание, память,
мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Закреплять представления о том, что предметы
имеют разное назначение.
-Познакомить с Москвой — главным городом,
столицей
нашей
Родины,
ее
достопримечательностями.
-Развивать познавательный интерес.
-Воспитывать любовь к родному краю.
-Формировать у детей интерес к получению знаний
о России.
-Развивать чувство уверенности при ответах на
вопросы.
-Воспитывать
чувство
принадлежности
к
определенной культуре.
Продолжать формировать у детей интерес к семье,
членам семьи. Побуждать называть имена,
отчества членов семьи; рассказывать об их
профессиях, о том, какие они, что любят делать
дома, чем заняты на работе.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Воспитывать чуткое отношение к самым близким
людям — членам семьи.
Закреплять представления о том, что предметы
имеют разное назначение. - Формировать
Декабрь №14
«Здравствуй - зимушка зима»
№15
"Одежда и обувь"
№16
«Новый год спешит к нам в гости»
№17
Новый год – встали дети в хоровод
Январь №18
«Зимние забавы»
№19
«Дикие животные».
№20
«Домашние животные»
Февраль №21
«Птицы зимой»
№22
№23
«Библиотека»
«Российская армия»
№24
Март №25
«Защитники Родины»
«Мамин праздник»
представления детей о предметах, облегчающих
труд человека в быту; обратить внимание на то, что
они служат человеку, и он должен бережно к ним
относиться.
Закрепить и систематизировать знания детей о
зиме.
Расширять знания о названиях предметов одежды и
обуви
Формировать представления о новогодних
традициях России и других стран.
Формировать представления о новогоднем
празднике
формировать представление ребенка о зимних
забавах, играх и развлечениях.
расширение представлений ребенка о диких
животных.
Ознакомление детей с ближайшим окружением
(домашние животные)
Закрепить, расширить и обобщить знания о
зимующих птицах, изучить их особенности.
Формировать бережное отношение к птицам.
Дать представление о библиотеке.
Познакомить с военными профессиями —
пограничником, летчик и др.
Расширять знания детей о Российской армии.
Расширение словаря имен прилагательных
(добрая,
любимая,
нежная,
веселая).
№26
«Наряды куклы - Тани»
№27
«Путешествие в прошлое светофора»
№28
№29
Апрель №30
«Цветы»
«Весна – красна»
« Живой мир морей и океанов»
№31
« Космос»
№32
«Транспорт»
№33
«Праздник весны и труда»
Май №34
«День Победы»
№35
№36
« Цветущий май»
« Мой любимый детский сад»
№37
«Ах, Лето»
Формирование умения отвечать на вопросы по
картинкам. Развитие диалогической речи.
Познакомить детей с разными видами тканей.
-Развивать познавательный интерес.
Закреплять знание детей правил дорожного
движения.
обобщить знания детей по теме: “ Цветы”.
Уточнение и расширение знаний ребенка о весне.
обобщение, закрепление знаний об обитателях
морей и океанов.
Учить детей внимательно слушать.
-Развивать коммуникативные навыки.
Побуждать
детей
выделять
особенности
предметов: размер, форму, цвет, материал, части,
функции, назначение.
продолжить знакомить с праздниками, которые
отмечают в нашей стране;
подробно остановиться на празднике 1 Мая
(рассказать историю возникновения праздника, его
значение)
Воспитание патриотических чувств у старших
дошкольников.
закрепление знаний о весне.
Расширять знания о сверстниках.
-Закреплять
правила
доброжелательного
отношения к ним
Закреплять знания о лете.
3.6.Перспективный план по познавательному развитию(ФЭМП)
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь №1
«Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?» Обобщать полученные ранее знания о
сказочных
персонажах,
геометрических фигурах.
№2
«Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?» Обобщать полученные ранее знания о
сказочных
персонажах,
геометрических фигурах.
№3
«Теремок»
Развивать связную речь, упражнять в
употреблении
порядковых
числительных.
№4
«Теремок»
Упражнять
в
употреблении
порядковых числительных.
Октябрь №5
«Посели жильцов»
Закрепить
пространственные
представления слева, справа, вверху,
внизу.
№6
«Посели жильцов»
Закрепить
пространственные
представления слева, справа, вверху,
внизу.
№7
«Волшебные пробки»
Развивать умение соотносить цвет
предметов
с
цветом
фона
изображения; формировать умение
ориентироваться на плоскости листа.
№8
«Волшебные пробки»
Развивать умение соотносить цвет
предметов
с
цветом
фона
изображения; формировать умение
ориентироваться на плоскости листа.
Ноябрь №9
"В гости к бабушке Красной Шапочки"»
Сформировать
представление
о
цифрах от нуля до девяти и состава
числа из отдельных единиц.
№10
"В гости к бабушке Красной Шапочки"
Сформировать
представление
о
цифрах от нуля до девяти и состава
числа из отдельных единиц.
№11
«Геометрические формы»
Усовершенствовать
знания
геометрической
формы,
развить
навыки
различения
фигур
(треугольник,
прямоугольник,
квадрат, круг, овал).
№12
«Геометрические формы»
Развить навыки различения фигур
(треугольник,
прямоугольник,
квадрат, круг, овал).
Декабрь №13
«Сказка о времени»
Ориентирования в пространстве и во
времени
(времена
года,
последовательность месяцев, дней
недели, суточных периодов).
№14
«Как лягушки болото искали»
Научить
видеть
относительные
числовые связи (больше, меньше,
равно).
№15
«Приключение Колобка»
Познакомить с понятиями количества
и порядкового счёта предметов в
пределах числового ряда первого
десятка.
№16
«Добрые друзья»
Усовершенствовать
знания
геометрической
формы,
развить
навыки
различения
фигур
(треугольник,
прямоугольник,
квадрат, круг, овал).
Январь №17
«Любопытный квадрат»
Усовершенствовать
геометрической формы
знания
№18
«На кого похожа цифра 2?»
Знакомить с количественным счетом.
№19
«Путешествие Двойки»
Знакомить с количественным счетом.
№20
«Приключение цифры 5»
Знакомить с количественным счетом.
Февраль№21
«Лесная история»
Сформировать
представление
о
признаках предметов, таких как
высота.
№22
«Теремок» (величина)
Сформировать
представление
о
признаках предметов, таких как длина.
№23
«Друзья» (величина)
Сформировать
представление
о
признаках предметов, таких как длина
ширина.
№24
«Бельчата»
Сформировать
представление
о
признаках предметов, таких как
высота.
Март №25
«Гуси –лебеди»
Знакомить с количественным счетом.
№26
«Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят»
Знакомить с количественным счетом.
№27
«Сказка про рыб»
Знакомить с количественным счетом.
№28
«Путешествие по сказкам»
Закреплять навыки порядкового счета
в пределах 10
Апрель №29
«Сказочное путешествие».
Обобщить,
систематизировать
математике.
№30
«Три медведя»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
№31
«Три поросёнка»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
№32
«Маша и Медведь»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
Май №33
«Колобок»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
№34
«Волк и 7 Козлят»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
№35
«Лисичка со скалочкой»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
№36
«Лисичка-сестричка и серый Волк»
Познакомить
задачами
с
арифметическими
закрепить,
знания
по