Консультация для педагогов Антикоррупционное воспитание дошкольников старшего и подготовительного возраста .
21.09.2023
Антикоррупционное
воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации
задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель
антикоррупционного воспитания заключается в создании
условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций
этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств,
восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции
неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств:
умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути
достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС
дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного
отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу,
Родине.
Формами
организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются
1.организационно-методическая работа с
кадрами,
2.инструктивно-методическая
работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая
работа с кадрами:
•
формирование профессиональных компетенций педагога в области
антикоррупционного воспитания;
• совершенствование форм и методов работы с
детьми;
•
организация различных видов деятельности с детьми; •
разработка положений конкурсов, направленных
на формирование антикоррупционного мировоззрения;
•
организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
•
проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по
вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
• консультации для педагогов, родителей,
обучающихся;
•
размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации
антикоррупционного содержания.
Основные
подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях
Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта
дошкольного образования.
Работа
по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных
образовательных организаций включает следующие составляющие:
-уточнение
представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость»,
«справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им
понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
-
расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о
правилах поведения в социуме.
-формирование
сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме. С учетом
возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного
мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций
рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество – люди, которых
объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной
деятельностью для достижения общей цели. 2.Человек – член общества.3. Взаимоотношения
человека с другими людьми. 4.Культура общения.5. Уважение к
чужому мнению. 6.Человек – создатель и носитель культуры. 7.Внутренний
мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. 8. Правила
поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми.
Обращение к воспитателю. 9.Коллектив
группы, совместная деятельность, игры, отдых. 10.Друзья, взаимоотношения между
ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. 11.Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду,
группе, общественных местах.
Одной
из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных
образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности,
самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
В
соответствии с ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания
необходимо с учетом интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.
Каждая
из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-
ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
В образовательной области Речевое развитие
можно использовать:
•
составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
•
беседы;
•
разучивание стихотворений, пословиц,
чтение сказок, рассказов. Рекомендуемые литературные произведения,
способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость,
справедливость, ответственность, трудолюбие:
И.
А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и
внучек», Н. Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство
юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький
цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ни-
чья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А.
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе
белы живут», «Милость велика, да не сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей,
а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после
не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади,
вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных областях Познавательное
развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать
беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
• формированию представлений воспитанников о
профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и
правопорядка;
• формированию представлений воспитанников о
правилах поведения, принятых в обществе;
• формированию представлений воспитанников о
таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и
противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»; • формированию знаний о современном этикете,
культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является
игровая деятельность.
Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с
профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности
и правопорядка.
Методические материалы для Организации
антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Речевое развитие»:
литературные
произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения
способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного
возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских
чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции
неприятия неправомерного поведения.
Пословицы,
поговорки.
• Гол, да не вор; беден, да честен.
•
Честное здравствование сердцу на радость.
• И не велика беда, да честна.
• Лучше бедность да честность, нежели прибыль
да стыд.
• Лучше
малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.
• Лучше
жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
• Не красив собой, зато честен душой.
• Честных почитай, а гордых презирай.
•
Честное дело не таится.
• Честный спит крепче.
• Не в
силе честность, а в правде.
• Не
тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
• Честность всего дороже.
•
Честные глаза вбок не глядят.
• Где
правда, там и счастье.
• Раз солгал – навек лгуном стал.
•
Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.
• Лучше
горькая правда, чем сладкая ложь.
• Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из
книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты
занятий»)
Что
такое совесть? Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про
хорошие дела
–
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто
по совести живет, Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в
ней.
Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный
щит.
Литературные произведения для чтения и
организации б е с е д с детьми.
Чтение корейской сказки «Честный мальчик»
Давным-давно
жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих
работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью,
когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных
зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к
горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево , —
подумал мальчик. — Из него много дров получится».
Только
стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в
озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем
он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из
вод старичок старенький.
— О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
— Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и
из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты,
дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой
исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул
мальчику топор серебряный.
— На, бери свой топор, — говорит. А мальчик
ему и отвечает:
— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И
снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз
был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик
усмехнулся ласково и сказал:
—
Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото.
За это отдам я все три топора. Продай их на
рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих
людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.
Взял
мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор
не знали они с матерью нужды и горя.
Вопросы и задания к сказке:
—
Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры
принадлежат ему?
— Кем был старик из озера, и почему он решил
испытать мальчика на честность?
— Были ли в вашей жизни случаи, когда
честность помогала вам в трудную минуту?
— Какой волшебный совет вы дали бы человеку,
который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо
вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и
говорить самому себе правду и т.д.
Чтение и обсуждение сказки «Вершки и
корешки»
Подружился
как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали
уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
—
Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая
репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит
медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда
будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит
мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а
мне отдавай корешки — уговаривается Миша.
—
Ладно! – говорит мужик.
–
Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась.
Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол
муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей.
Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Образовательные
области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»:
сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки
Игра
«Птица Счастья»
Описание игры:
Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на
уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки.
В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой
метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком
выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии,
голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным,
зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и
насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце
дня подводятся итоги.
Игра «Чудо-дерево»
Воспитанникам предлагается следующая ситуация:
–
Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое
предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти
листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву,
вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко
рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и
прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие
вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье
жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее
друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать
кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг
друга?
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по
цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко
честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.
Получивший
сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из
клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В
результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Рисунок
«Солнышко правдивости»
Попросите детей нарисовать солнышко
правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда
детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и
стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце
недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко
правдивости помогло им быть честными.
Творческое
задание «Честные люди»
Прочитайте
детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем
разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных
профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий
помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например:
честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач
будет давать больным лучшие лекарства и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.09.2023
Дата обновления: 21.09.2023
Дата публикации: 21.09.2023