Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Целевой раздел ………………………………………………………………..3
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………3
1.2. Актуальность программы……………………………………………………5
1.3. Цели и задачи реализации Рабочей программы……………………………5
1.4. Принципы и подходы к реализации Рабочей программы……………… ...6
1.5. Этапы работы по реализации Программы:…………………………….....6
1.6. Планируемые результаты освоения РП………………………………… . ..7
II. Содержательный раздел. …………………………………………………...7
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Структура коррекционно - развивающих занятий.…………………..7
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития воспитанницы………………………………….8
Календарное планирование………………………………………………12
Взаимодействия тьютора с семьёй воспитанницы……………………...13
III. Организационный раздел…………………………………………………15
3.1. График работы на 2023-2024 учебный год работы тьютора…………….15
3.2. Материально – техническое оснащение…………………………………...16
3.3. Список литературных источников…………………………………………17
2
Введение
Современные требования определяют новое представление о содержании и
организации модели образовательного процесса, ориентированного на
личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона
для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных
суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый – это посредник,
связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. Он
обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд ребенка, но и
социализацию всех его психических проявлений. В совместной со взрослым
деятельности ребенок приобретает способность следовать правилам,
контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими
процессами.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
воспитанников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)ис
учетом
основнойобщеобразовательной
программыобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №17»(разработаннойв
соответствии ФОПДО) инновационной программы «От рождения до
школы».
Программа составлена в соответствии:
Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в
Российской Федерации» № 273- ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013№ 203 – ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования для обучающих с ОВЗ;
Нормативно – методические документы Минобрнауки
Российской Федерации и другие нормативно – правовые акты в
области образования;
Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа общего образования, разработанная на основе ФГОС
для
воспитанниковс
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Программа разработана для организации обучения воспитанницы с
ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (далее
ОВЗ УО) в условиях разновозрастной группы. По заключению специалистов
3
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Серова,
воспитаннику присвоен статус:ограниченные возможности здоровья
(умственная отсталость)
Рекомендовано обучение по адаптированной основнойобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических,
воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач,
направленных
на
развитие
эмоционального,
социального
и
интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование
его позитивных качеств.
Программа, которая учитывает особенности психофизического развития,
индивидуальные возможности ребенка, его всестороннего личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества с взрослыми и сверстникамив соответствующих
дошкольному возрасту видах деятельности. особые образовательные
потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа рассчитана на один учебный год с сентября 2023 г.по май 2024. и
подразумевает проведение коррекционно-развивающей деятельности с
воспитанницей с ограниченными возможностями здоровья (умственной
отсталостью), далее (ОВЗ УО) подготовительного возраста (6 лет) в
разновозрастной группе.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В целевом разделе раскрываются цели и образовательные,
коррекционные,
оздоровительные
задачи
реализации
Программы,
представлены принципы и подходы к формированию программы, описаны
значимые для разработки и реализации программы характеристики,
конкретизированы планируемые результаты освоения Программы
применительны к воспитаннице с ОВЗ.
Содержательном разделе представлено описание образовательной
деятельности в соответствии с нарушениями развития воспитанницы, дано
описание форм, способов, методов и средств реализации Рабочей
программы.В этом раздел отражены особенности взаимодействия тьютора с
семьей воспитанницы.
В организационном разделе представлены сведения о графике работы и
циклограмме работы тьютора на 2023- 2024 учебный год. Так же в этом
разделе представлено комплексно – тематическое планирование
воспитанницы с ОВЗ, сопровождаемые тьютором.
Для воспитанницы создан мини Монтессори класс для индивидуальной
работы с тьютором.
4
Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного
воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом,
эмоциональном и психическом развитии.
Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие
отрицательных оценок со стороны педагога повышают уверенность детей
с ограниченными возможностями здоровья в своих возможностях и
делают его более самостоятельным, ребенок учится быть включенным в
деятельность и достигать цели, т. е. развивается как цельная личность и
социализируется.
1.2. Актуальность программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования предусматривает постоянный активный поиск путей
совершенствования и оптимизации содержания коррекционной работы с
детьми ограниченными возможностями здоровья.
Для детей, имеющих ограниченные возможности в развитии,
проблема проведения мероприятий, стимулирующее развитие, является
очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по
возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить
стимулирующие коррекционные воздействия для позитивного влияния на
ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
1.3. Цель и задачи Рабочей программы:
Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ УО
к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу в среду
образовательного учреждения.
Образовательная цель – то, чему мы можем научить ребенка в процессе
дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка,
учитывая его диагноз. Индивидуальное сопровождение воспитанника в
образовательном процесс.
Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в
процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ (УО), мотивацию и поддержку
индивидуальности воспитанницы
Задачи рабочей программы:
- разработать механизм индивидуального тьюторского сопровождения
воспитанницы,
с
целью
формирования
индивидуального
образовательногомаршрута;
- создать условия для формирования разнообразных видов детской
деятельности для включения воспитанницы в социальное взаимодействие со
5
сверстниками;
- разработать алгоритм комплексного педагогического взаимодействия
специалистов Учреждения с семьей воспитанницы для обучения родителей
(законных представителей) отдельным психолого-педагогическим приемам,
направленные на интеллектуальное, речевое, психофизическое развитие
воспитанницы и обеспечение всестороннего гармонического развития.
Ежедневные задачи:
1. Контроль посещаемости воспитанницы
2. Персональное сопровождение воспитанницы в образовательном
пространстве.
3. Индивидуальная работа с воспитанницей (по ситуации)
4. Консультации с социально- психологической службой(СПС по
ситуации)
5. Заполнение рабочей документации, работа с аналитическим
материалом.
6. Организационно- методическая работа. Заполнение тьюторского
дневника наблюдений.
7. Консультации с родителями (по ситуации)
8. Заполнение индивидуального портфолио воспитанницы.
1.4. Принципы и подходы к реализации Рабочей программы.
коррекционно- развивающая работастроится учетом особых
образовательных потребностей воспитанницы с ОВЗ и
заключений психологомедико- педагогической комиссии.
1.5. Этапы работы по реализации Программы:
1. Организационно- методический этап.
- Включает определение индивидуальной программы тьютора –
педагогического сопровождения по рекомендациям комиссии
центральной психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Коррекционно – развивающий этап.
- Индивидуальные занятия в мини Монтессори классе.
3. Организационно - методический этап (корректировочный )
- Внесение изменений в вариативную часть программы.
4. Заключительный этап.
- Подведение итогов.
6
1.6. Планируемые результаты освоения РП
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
другихлюдей;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Программа рассчитана с сентября 2023 по май 2024 учебного года и
включает в себя групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Занятия
проходят ежедневно.
2.1. Структура коррекционно развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент –настроить ребенка на
совместную работу, установить контакт с ним.
Основные процедуры работы:
- Игры на развитие навыков общения.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование
поведения, эмоциональному воспитанию, а также формирование
игровой деятельности.
Основные процедуры работы:
- Игры:
- Задания;
-Упражнения;
- Совместная деятельность;
3 часть. Заключительная.
7
Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченности
ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы
на занятии.
На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В
процессе занятие каждое действие ребенка повторяется несколько раз и
закрепляется в игровых ситуациях.
Методические требования к занятиям:
- Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
- Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с
одной и той же последовательностью, одними и теми же
выражениями;
- Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с
обращением особого внимания на тональность;
- Не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе
обращения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
-После выполнения задания, тьютор должен обязательно, обратить внимание
ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка,
требует обязательного поощрения.
Основные методы и приемы:
Игры ( дидактические, подвижные, коммуникативные,
ролевые), упражнения, рисования, беседы.
Обучение
ведется в игровой форме, используются элементы
подражательности.
Процесс развития и обучения опирается на развитие у обучающихся
базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для
повышения мотивации обучения, побуждения познавательных
потребностей.
Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших
достижений ребенка.
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития воспитанницы.
В 2023-2024 году тьютором будет осуществляться сопровождение
образовательного процесса воспитанницы шестого года жизни с ОВЗ УО
(интеллектуальными нарушениями.)
8
Тьютор реализует задачи по всем областям разработанной программы.
Организация деятельности тьютора.
Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений ребенка с социум ДОУ.
Тьютор и воспитанник с ОВЗ
Тьютор:
формирует
доверительные
и
эмоционально насыщенные отношения с
ребенком, становится «проводником»,
защитником, выразителем желаний и
вместе с тем- организующей и
гармонизирующей силой;
- следит за состоянием ребенка –
эмоциональным (помогает разрешить
конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т.п.) и физическим(если
подопечному нужно отдохнуть – может
вывести его из группы в другую
комнату, уголок уединения; следит что
бы ребенок не был голоден, при
необходимости помогает сходить в
туалет);
координирует
образовательную
деятельность ребенка, дозирует учебную
нагрузку.
Тьютор обсуждает с воспитателем:
Тьютор и воспитатель группы
-цели и задачи воспитательной работы;
- возможные трудности (посторонний
шум во время переговоров тьютора и
ребёнка с ОВЗ), уходы с занятий и
возвращение, особенности характера и
специфику поведенческих проявлений
ребёнка;- каким образом наиболее
эффективно выстроить взаимодействие в
тройке: ребенок-воспитатель-тьютор.
Тьтор и другие дети
Тьютор:
- следит за тем что происходит в детском
коллективе- о чем дети говорят, во что
9
играют;- объясняет детям, как общаться
с ребенком с ОВЗ;- если тема разговора
касается особенностей ребенка с ОВЗ –
отвечает на вопросы;
- наблюдает за контекстом общения
детей и в соответствующие моменты
подключает к общению ребенка с ОВЗ.
Например, тьютор организует диалог
детей, учит обращаться к друг другу с
просьбой, благодарить за помощь;
- вовлекает в совместные игры делая
акцент на том что ети могут помочь
научить ребенка с ОВЗ в их игры;
- помогает в разрешении конфликтных
ситуаций.
Тьютор:
Тьютор и родители
-рассказывает родителям ребенка о том,
как прошел день, что удалось, какие
были трудности;
- отвечает на вопросы родителей;
- устанавливает контакт с родителями с
ребенком ОВЗ, объясняет задачи,
составляет план совместной работы;
- оказывает родителям эмоциональную
поддержку;
- формируют у родителей ребенка с ОВЗ
адекватное отношение к своему ребенку,
умение принять ответственность в
процессе анализа проблем ребенка,
реализации стратегии помощи;
- дает методические и практические
рекомендации по вопросам образования
и воспитания ребенка с ОВЗ.
Тьютор:
Тьютор и другие специалисты
(педагог- психолог, логопед, муз. - вносит предложения по оптимизации с
руководитель, инструктор по ребёнком с ОВЗ;
физо)
участвует
в
составлении
индивидуальных
образовательных
10
маршрутов;
- осуществляет помощь в проведении
занятий.
Роль тьютора в коммуникативной активности ребенка с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ и воспитатель
Тьютор:
Ребёнок
слушает
воспитателя
выполняет его инструкции . задания
и Привлекает внимание ребенка к
воспитателю, заданию: «Смотри
на…(имя
воспитателя),
слушай…», «Возьми карандаш…»,
«Положи
удобно
лист
для
рисования…»,
«Посмотри
на
образец…»,
«Начнем
с…»,
«Собираемся на прогулку…», и
т.д.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Тьютор
Ребенок
выполняет
рекомендации - следит за организацией рабочего
тьютора (простую информацию)
мест ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с
возможностями ребенка;
- если ребенок не успевает
полностью выполнять заданияопределяет нужный момент, когда
следует
остановиться
и
переключиться на новое задание;
- если общее задание для всех
детей сложно для понимания. То
продолжает с ребёнком работу по
предыдущему (не выполненному
заданию)
Ребенок с ОВЗ и другие воспитанники
Тьютор
Ребенок
по
своей
инициативе - наблюдет за контекстом общения
(инициативе тьютора) общается с детей и в соответствующие
другими детьми, отвечает сам , (или с моменты подключается к их
помощью тьютора) на обращение других общению. Тьютор организует
детей к нему.
диалог детей, учит общаться друг
друга с просьбой, благодарить за
11
помощь: (Например, кто то из
детей группы , просит игрушку а
тот
не
реагирует
«Дай,
пожалуйста, грузовую машину»«На» - «Спасибо» «На, возьми
обратно», «Спасибо».)
Ребенок с ОВЗ и родители
Тьютор
Ребенок ,придя в ДОУ, прощается с - помогает ребенку в общении со
родителями.
своими родителями в условиях
ДОУ:
2.3.Календарное планирование.
Календарный план тьютора на 2023 – 2024 учебный год.
Сроки
Вид деятельности
Сентябрь
- Корректировка базы данных воспитанницы с ОВЗ
охваченных тьюторским сопровождением;
- проведение диагностики, наблюдение;
- консультации с воспитателями и с другими специалистами;
- консультации с родителями;
- участие в родительских собраниях («Инклюзивное
образование в детском саду»);
- Участие на заседаниях ППк (по графику проведения).
Октябрь
- тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (в
различных видах деятельности, в разных режимных
моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
«Включение детей с ОВЗ в группу общей направленности»;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
запросу);
- консультации с родителями («Портфолио ребенка»)
Ноябрь
Декабрь
- Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
запросу);
- консультация с родителями («Толерантность в детском саду)
-Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности, подготовка и участие в
утренниках в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
12
запросу);
-консультации и с родителями («Международный день
инвалидов -3 декабря»)
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
- проведение диагностики, наблюдение;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
запросу);
- консультации и с родителями ( «Приёмы позитивного
взаимодействия с ребенком»).
-Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности, подготовка и участие в
утренниках в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами
(«Работа" или «взаимодействие» с родителями»);
- консультации с родителями (по запросу);
-Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности, подготовка и участие в
утренниках в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
запросу);
- консультации с родителями (по запросу);
-Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности, в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами
(«Значение пальчиковой гимнастики в развитии графических
навыков»).
Тьюторское сопровождение воспитанницы с ОВЗ (НОД в
разных видах деятельности, подготовка и участие в
утренниках в разных режимных моментах);
- наблюдение за воспитанницей с ОВЗ;
- консультации с воспитателями и др. специалистами (по
запросу);
- консультации с родителями.
- Анализ рабрты;
- оформление и представление результатов работы;
- участие на заседаниях ППк (по графику проведения).
2.4 . Взаимодействия тьюторас семьёйвоспитанницы.
Родители воспитанницы с особенностями развития могут стать
активнымипомощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У
родителей и ребенка появляетсяважная тема для разговоров - жизнь в
13
детском саду. Так как тьютор находится в близкомобщении с ребенком (как в
процессе образовательной деятельности, так и в режиме дня), онможет
представить полную картину жизни своего подопечного. Тьютор
информируетродителей об успехах ребенка, рассказывает о трудностях, о
том, каким образом их удалосьпреодолеть. Тьютор также интересуется у
родителей о том, как ребенок справляется, сразличного рода заданиями, дома
и возникают ли проблемы в этой связи, дать рекомендации,ответить на
вопросы родителей.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в
коррекционныйпроцесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели
занятий, являетсянеобходимым условием эффективности образовательного
процесса и процессасоциализации.
Основные направления работы с родителями:
• Установление контакта с родителями воспитанницы, объяснение
задач,составление плана совместной работы;
• Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,
установки насотрудничество и умения принять ответственность в
процессеанализа проблем ребёнка,реализации стратегии помощи.
• Оказание родителям эмоциональной поддержки:
— Содействие родителям в получении информации об особенностях
развития ребенка,прогноза развития;
— Формирование интереса к получению теоретических и практических
умений впроцессе обучения и социализации ребёнка;
—Проведение совместного анализа промежуточных результатов,
разработкадальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является
длительным итребует комплексного подхода, что предусматривает участие
педагога-психолога.
Задачи работы с семьей:
1. Совместная деятельность
2. Обучение
3. Консультирование
4. Просвещение
5. Информирование
Этапы работы с семьей.
1-й этап. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня
готовностиродителей к построению партнерских отношений учреждением):
— участие в образовательном процессе;
— стремление посещать обязательные мероприятия для родителей;
—заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ;
— понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы);
14
— выявление степени готовности семьи к партнерству с
образовательнымучреждением.
2-й этап. Развитие социального партнерства:
— знакомство. На этом этапе проводится мониторинг родительских
запросов иресурсов. Выявляются общие ценности, определяются взаимная
полезность участников.
— совместная деятельность. На общем собрании происходит
обсуждение стратегии итактики образовательного процесса, проектирование
образовательно процесса.
— партнерство (реализация образовательного процесса). Помощь в
организации иучастие в праздниках, досугах, спортивных соревнованиях,
проектной деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиций будирует
социальнуюактивность, стремление понимать и разрешать проблемы
дошкольного сообщества.
Значительно меняются межличностные отношения в семье. Родители
воспитанницы участвуют в формировании принципиально новой модели
сотрудничества с ДОУ, вреализации образовательных интересов ребенка.
Формы работы с родителями:
— консультации;
— индивидуальные беседы;
— памятки, буклеты;
— информационные листовки для уголка;
— родительские собрания;
— семинары
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. График работы тьютора
График работы тьютора на 2022-2023 учебный год.
Дни недели
Интервал рабочего времени
Понедельник
8.00 - 15.00
Вторник
8.00 - 15.00
Среда
8.00 - 15.00
Четверг
8.00 - 15.00
Пятница
8.00 - 15.00
15
3.2. Материально – техническое оснащение:
№
Наименование
назначение
Особенности Дополнение
педагогами
Мебель
Стол 4-х местный Проведение
Крышка
1.
(квадратный)
индивидуальных стола
занятий
спокойных
оттенков
Стулья
на Проведение
Сидения
и Маркировка по
2.
регулируемых
индивидуальных спинки
у росту ребенка
ножках
занятий
стульев
спокойных
оттенков
Технические средства обучения
Наличие
Компьютер
Пополняется в
1.
мультимедийного
соответствии с
оборудования
календарнотематическим
планированием.
Оборудование для образовательной деятельности
Принадлежности Рисование
и
1.
для рисования: лепка.
гуашевые краски, Закрепление и
кисти, баночки анализ занятий.
для
воды,
цветные
и
простые
карандаши,
фломастеры,
бумага формата
А4, пластилин,
стека, доска для
лепки.
16
3.3.Список литературных источников
1. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по
обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е.А. – Липецк: ГАУДПО ЛО
«ИРО», 2017. – 66 с.
2. «Нарушение психического развития в детском возрасте», В. В.
Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003 г.
3. «Специальная педагогика», под ред. Назаровой Н. М. (10-е изд., стер.). –
М. Издательский центр «Академия», 2010 г.
4. «Суть и содержание традиционной модели тьюторства», Е. А.
Андреева, М. : «Образовательные технологии», 2011 г.
5. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем
ценностей», С. В. | Яковлев, М. : Инфра-М, 2017
6. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья вусловиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В.
Карпенкова,
Е.В.Самсонова, С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова; под. ред. Е.В.Самсоновой. – М.:
МГППУ,2017. – 167
17